Социальная реабилитация, абилитация
Государственные программы в области обеспечения прав получателей социальных услуг и их социальной интеграции, профилактики инвалидности формируются в целях улучшения качества жизни получателей социальных услуг, обеспечения их реабилитации, абилитации, создания доступной среды, снижения показателей частоты и тяжести инвалидности, включая комплекс мероприятий по:
- созданию скоординированной системы реабилитации, абилитации получателей социальных услуг;
- обеспечению функционирования и развития учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги получателям социальных услуг.
Реабилитация, абилитация получателей социальных услуг осуществляются в целях улучшения качества жизни получателей социальных услуг, создания необходимых условий для достижения и сохранения их максимальной независимости и самостоятельности, индивидуальной мобильности, физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и вовлечения во все сферы жизнедеятельности общества.
Социальная реабилитация, социальная абилитация – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение самообслуживания, индивидуальной мобильности получателей социальных услуг с максимально возможной степенью их самостоятельности, обеспечивающая улучшение уровня жизни получателя социальных услуг, создание им равных возможностей для участия в жизни дома-интерната.
Цель проекта «Адаптивная физическая культура «Активное долголетие»;
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха программу «Адаптивная физкультура».
Задачи:
обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через оптимальные физические нагрузки.
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;
воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Способы реализации программы:
тренировки в тренажерном зале,
занятие на свежем воздухе;
легкая корректирующая реабилитация с малоподвижными гражданами в отделениях.
Проведение урока адаптивной физической культур направлено на реабилитацию получателей социальных услуг в рамках индивидуальных занятий в группах по 3-4 человека, количество охваченной целевой аудитории составляет 125 человек из них 82 человека занимаются в рамках легкой корректирующей реабилитации.
Цель проекта иммерсивные экскурсии: социальный туризм:
обеспечение условий доступных путешествий для людей с ограниченными возможностями здоровья c использованием инновационных технологий.
Задача:
создать комфортные и доступные условия для развития социальных коммуникаций и взаимодействия маломобильных граждан.
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются маломобильные граждане является труднодоступность передвижений на большие расстояния, в силу неразвитости инфраструктуры доступной среды.
Подготовительная работа по проекту заключается в составлении экскурсионных маршрутов (видеообзоров), организации звукового сопровождения, оформлении атмосферы заданной темы иммерсивной экскурсии.
Благодаря инновационным технологиям, используемым в проекте наши получатели социальных услуг получают возможность побывать в разных уголках мира, без необходимости реального присутствия. Погружение в атмосферу и эффект присутствия позволят также расширить возможности для коммуникации и взаимодействия друг с другом, что благоприятно отразится на общем социальном самочувствии получателей социальных услуг.
Иммерсивные экскурсии - доступная альтернатива реальным путешествиям, позволяет сохранить активный образ жизни получателей социальных услуг и расширить кругозор, духовно развиваться и познавать природу, культуру и традиции
С мая 2022 года начала свою работу гончарная студия «PROремесло». Место, где каждый может стать творцом. Занятия проходят в светлой, просторной мастерской, созданной руками сотрудников и подопечных. Материалы и инструменты для работы используются самые разнообразные. Группы набрали очень быстро, так как от желающих не было отбоя. Начали свое знакомство с материалом, используя белую самозастывающую глину. Свои уникальные изделия все обучающиеся создавали с большим энтузиазмом и вдохновением. На каждом занятии мы пытались создать уютную и комфортную атмосферу, настраивающую всех на творческую работу.
В настоящее время духовной составляющей Белорусской культуры в целом является сохранение исторической самобытности, культурного наследия. Изделия из глины органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции.
Организация и обеспечение досуга путем содержательного заполнения свободного времени и общения. Расширение кругозора, мировоззрения, поддержание хорошего настроения, оптимизма; развитие способностей быстрой реакции на ситуацию; возможность творческого восприятия окружающей среды; повышение самооценки получателей социальных услуг, создание возможностей успешной адаптации к новым условиям жизни путем реализации их интеллектуальных и культурных потребностей.
Включает в себя:
«Хочу всё знать» - интеллектуально-познавательные игры, викторины; обучающие занятия; игры путешествия; познавательные и познавательно- экологические программы; «Компьютер с нуля» - обучение работе на ПК;
«Здоровячек» - беседы, викторины о здоровом образе жизни; просмотр и обсуждение видеоматериала о здоровом образе жизни; беседы о профилактике и вреде курения; просмотр и обсуждение видеоматериала о вреде наркотиков; пешие прогулки в лесопарковой полосе, игры на свежем воздухе;
«Добро пожаловать» - просмотр и обсуждение кинофильмов; диско программы; развлекательные программы в честь именинников; развлекательные программы, конкурсы, шуточные эстафеты на территории социального пансионата;
«Люблю цябе, мой родны горад» - посещение культурных объектов столицы: музей, выставочные залы, концертные площадки, театры:
«Подари праздник ближнему» – праздничные концерты творческих коллективов социального пансионата; концерты гостей, звезд белорусской эстрады к праздничным и календарным датам; концертные программы волонтеров; фестивали творческих коллективов социальных пансионатов Минска и области.
Оркестр «Александр бенд. Минск» - 17 участников.
Вокальный ансамбль «Дружба» - 10 участников.
В рамках этого проекта широко применяется музыкотерапия (пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание музыкального репертуара), которая не только положительно влияет на основные функции человеческого организма, но и снимает нервно-психологическое напряжение. Коллективы принимают участие в городских и международных фестивалях и конкурсах.
Театр «Надежда» - 12 человек. Участник Международного фестиваля особых театров «Шаг навстречу» в Минске, Международного фестиваля «Непратаптыны шлях» в Бресте, фестиваля белорусской культуры «Тутэйшыя» в Борисове. Дипломант городских, республиканских конкурсов театрального искусства людей с ограниченными возможностями.
Танцевальный коллектив «Радуга» - 11 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Танцевальная терапия помогает восстановлению двигательных функций. Участники городского конкурса людей с ограниченными возможностями «Мастацтва жыць, тварыць мастацтва».
Воздействие, коррекция психофизического состояния посредством изобразительной деятельности, обучение навыкам изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Ежегодные выставки в музеях, выставочных залах Беларуси, Минска, на международных фестивалях в Российской Федерации.
ИЗО студия «Надежда» - 29 человек;
Творческая мастерская «Фантазия» - 70 человек.
В рамках этого проекта широко применяется музыкотерапия (пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание музыкального репертуара), которая не только положительно влияет на основные функции человеческого организма, но и снимает нервно-психологическое напряжение. Коллективы принимают участие в городских и международных фестивалях и конкурсах.
Столярная мастерская «Магия дерева». Обучение работе на столярных станках, работе по дереву, выжиганию, изготовлению поделок. Улучшение эмоционального состояния получателей социальных услуг, снижение беспокойства и агрессивности, снятие нервной возбудимости и тревожности, социализация и интеграция в обществе. Сохранение государственного имущества социального пансионата.
Швейная мастерская «Пярсцёнак». Приобретение навыков в швейном деле. Обучение вязанию спицами и крючком, вышиванию, валянию войлоком, пошиву и дизайну одежды. Развитие моторики и творческих способностей получателей социальных услуг. Обеспечение социального пансионата швейной продукцией, снижение затрат на закупку мягкого инвентаря.
Кулинарный кружок «Культура питания» - 79 человек. Приготовление блюд, выпечка кондитерских изделий, заготовка консервации из собственного огорода, обучение искусству сервировки стола. Укрепление пищеварительной системы, повышение защитных сил организма, нормализация обменных процессов, улучшение самочувствия и качества жизни посредством «Здорового питания».
Экологический кружок «Чистый дом» - 260 человек. Направлен на формирование навыков по благоустройству территории и наведения порядка в жилых помещениях социального пансионата.
Направлен на развитие спортивных способностей, укрепление здоровья, улучшение координации движения, профилактику здорового образа жизни:
- адаптивная физкультура – 390 человек;
- занятия в тренажерном зале – 45 человек;
- эрготерапия – все проживающие дома-интерната;
- прогулки с элементами дозированной ходьбы (терренкур, скандинавская ходьба, дозированные восхождения) – 250 человек;
- массовые спортивные мероприятия («Малые олимпийские игры», турниры по шахматам, шашкам, настольному теннису, соревнования по мини футболу, волейболу, спортивные состязания и эстафеты) – 350 человек;
- команда по мини футболу – 9 человек.
Психологическая реабилитация. Оказание психопрофилактической помощи и поддержки. Повышение социальной адаптации, принятие ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Помощь в адаптации получателей социальных услуг.
Формирование трудовой и творческой реабилитации.
Развитие и совершенствование коммуникативных функций.
Профилактика межличностных конфликтов.
Психологическое сопровождение родственников получателей социальных услуг социального пансионата (консультирование, родительский клуб «Взаимопомощь»).
Психологические тренинги.
Коррекционно-развивающие занятия.
Релаксационные мероприятия.
Проведение арт-терапевтических занятий для творческого самовыражения и развития когнитивных процессов (пескотерапия, драматерапия, музыкотерапия, тестопластика, мандалатерапия, оригами, библиотерапия).
Гарденотерапия.
Кинотерапия.
Психологическая профилактика и просвещение.
В начале 2018 года начал свою работу проект «Ностальгия».
Его целью является поддержание максимально высокого качества жизни и мобилизация резервов личности пожилого человека через раскрытие индивидуальных возможности.
Проект включает:
Создание комфортной среды проживания для пожилых, которое включает в себя интерьер приближенный к домашнему (узнаваемые фотографии родных на столе в рамке, фотоальбоме; картины; иконы; цветы на подоконнике; личные вещи и т.д.).
Кинопоказы ретро-фильмов, прослушивание ретро-музыки
Психологические тренинги на поддержание когнитивных функций с использованием музыкотерапии, арт-терапии, мандалотерапии и др.
Физическая культура (утренняя гимнастика, скандинавская ходьба, обучение навыкам самомассажа рук, шеи, лица и др., дыхательная гимнастика).
Цель - социальная адаптация и интеграция в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания.
Для осуществления цели используется теоретическое и практическое направление.
Теоретическое направление включает в себя следующие предметы:
«Азбука для взрослых (обучение грамоте)»
«Практическая математика»
«Человек и мир»
« Тренинг по основам компьютерной грамотности»
Практическое направление, которое является приоритетным в формировании жизненно значимых умений, позволяющих проявлять самостоятельность в повседневной жизни.
Задачи:
1. Развивать все виды мыслительной деятельности (память, мышление, речь, восприятие, общую и мелкую моторику).
2. Развивать эмоционально-волевую сферу.
3. Оказывать все виды помощи.
4. Частая смена видов деятельности.
Содержание и направление работы:
• наблюдение за подопечными во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
• поддержание постоянной связи с психологом, медицинскими работником, администрацией, родственниками учащихся;
• составление психолого-педагогической характеристики учащегося при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с учащимися класса, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы.
На занятиях широко используются наглядный материал, игры, конкурсы, различные упражнения для того, чтобы повысить интерес учащихся к учебной деятельности. Используются такие принципы как принцип научности, системности, доступности и принцип наглядности.
Результат: в течении года, ребята уже могут применять теоретические знания на практике. На сегодняшний день к переводу в отделение сопровождаемого проживания рекомендованы 2 человека, посещающих учебный класс и ещё один переведён в отделение сопровождаемого проживания