Новости

Осторожно мошенники!

Оперативниками столичной милиции продолжается работа по установлению и задержанию лиц, участвующих в так называемых телефонных мошенничествах

В столице с марта текущего года стали фиксироваться случаи мошенничеств по телефону. Гражданам (преимущественно пожилого возраста) поступал звонок по городскому телефону, где невнятным, расстроенным голосом собеседник представлялся близким родственником (дочерью, внучкой, внуком и т.д.) и говорил, что попал в серьезное ДТП. Звонивший утверждал, что в результате аварии пострадал он сам, а также пешеход, на лечение которого необходимо немедленно передать крупную сумму денег, иначе будет возбуждено уголовное дело. Когда потерпевшие отвечали, что не узнают по голосу своих родственников, мошенники объясняли это тем, что тоже получили серьезные телесные повреждения (разбиты губы, выбиты зубы и т.д.), что затрудняет их речь.

После в разговор включался якобы сотрудник правоохранительных органов или адвокат, который подтверждал совершение ДТП с тяжкими последствиями и указывал сумму, которую необходимо передать, чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности. После того, как жертва соглашалась передать деньги, ей указывали, каким образом это необходимо сделать. За деньгами приезжал курьер, которому доверчивые граждане передавали денежные средства.

КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:

Первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь (либо в указанный государственный орган). Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Хотя беспокойство за родственника или близкого человека мешает мыслить здраво, следует понимать: если незнакомый человек звонит Вам и требует привезти на некий адрес денежную сумму – это мошенник. Если Вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, и если звонящий просит передать взятку якобы сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следует задать уточняющие вопросы: «А как я выгляжу?» или «Когда и где мы виделись последний раз?», т.е. задавать вопросы, ответы на которые знаете только вы оба. Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он правоохранительного органа (другого ведомства). После звонка следует набрать «102», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда.

Рекомендации по противодействию мошенничеству с использованием социальной инженерии

Все большую популярность у мошенников в последнее время набирает социальная инженерия (метод получения доступа к информации, основанный на особенностях психологии людей). Основной целью социальной инженерии является получение доступа к конфиденциальной информации, персональным данным, данным карточек, паролям, банковским данным и другим защищенным системам с последующим осуществлением мошеннических операций. Обезопасить себя от мошенничества с применением социальной инженерии можно, соблюдая простые меры безопасности и проявляя разумную бдительность. Ниже приведены самые распространенные мошеннические схемы.

  1. Взлом. Схема действий мошенников:

Злоумышленники взламывают страницы в социальных сетях и рассылают от имени владельца аккаунта фишинговые сообщения с просьбой от имени владельца странички занять или перевести некоторую сумму либо с целью выманивания реквизитов банковских платежных карточек, а также паролей для проведения в дальнейшем мошеннических операций.

Способы защиты:

  • при обращении родственников/друзей/знакомых через социальные сети с просьбами о помощи в переводе денежных средств на карточку/оплаты мобильной связи, билетов и т.д. убедитесь, что лицо, обратившееся через страницу социальной сети, является именно тем, за кого себя выдает;
  • наряду с номером и сроком действия карточки, логином и паролем от интернет-банкинга, паролем 3-D Secure и SMS-паролем (ключом), также не следует сообщать CVV2/CVC2-код (трехзначное число на обороте карточке), данный код используется исключительно для расходных операций и абсолютно не нужен для перевода денежных средств на Вашу карточку.
  • в случае, если Ваш аккаунт в социальных сетях был взломан, по возможности оповестите об этом подписчиков Вашей страницы и смените пароль.
  • 2. Вишинг.  Схема действий мошенников:

Злоумышленники используют телефонные звонки с целью выманивания у держателей банковских платежных карточек личной информации, номера банковской платежной карточки, логина и пароля от систем дистанционного банковского обслуживания, SMS-кодов и другого.

Мошенники могут представляться работниками банка или Службы сервиса клиентов ОАО «Банковский процессинговый центр», использовать скрытые телефонные номера или программы-анонимайзеры, подменяющие номера телефонов на реальные номера, размещенные на официальных ресурсах организаций.

Способы защиты:

  • важно помнить, что при звонке работники банков или Службы сервиса клиентов никогда не запрашивают информацию о полном номере банковской платежной карточки, сроке действия, CVC/CVV коде, пароле 3D Secure, одноразовых подтверждающих кодах. Ни под каким предлогом не сообщайте информацию о реквизитах банковской карточки, логинах и паролях, SMS-кодах, сеансовых ключах к Интернет-банкингу и мобильным приложениям!
  • в случае возникновения звонков с просьбами уточнить Ваши данные незамедлительно обратитесь в банк по номерам телефонов, указанным на официальном сайте.
  • 3. Мошенничество при осуществлении сделок на интернет-площадках.  Схема действий мошенников:

Добросовестный продавец размещает информацию о продаже товара на общедоступной площадке. Чаще всего внимание мошенников привлекают объявления о продаже дорогостоящего имущества (бытовая техника, мебель, автомобили).

Мошенники под видом покупателей связываются с продавцом и просят предоставить им реквизиты банковской платежной карточки для осуществления предоплаты либо сами предоставляют мошенническую ссылку для перевода денежных средств. Используя полученную информацию (зачастую держатели карточек разглашают не только номер карты, но и CVV2/CVC2-код, а также пароли 3D Secure) злоумышленники переводят деньги с карточки жертвы на свои карточки (телефонные счета, электронные кошельки и пр.).

  • Добросовестный покупатель обращается к продавцу (мошеннику под видом продавца) по вопросу приобретения того или иного товара, после чего мошенники просят произвести предоплату путем перевода средств с карточки на карточку или электронный кошелек. Получив деньги, продавец перестает выходить на связь.

Способы защиты:

  • при покупке товаров и услуг у незнакомых людей или на интернет-площадках необходимо обращать внимание на форму оплаты, если с Вас требуют предоплату (частичную или полную), то есть основания предполагать, что Вы имеете дело с мошенником.
  • не следуйте просьбам перевести оплату за предоставляемые по привлекательной цене товар или услугу на банковскую пластиковую карточку продавца или его электронный кошелек. Если Вы это сделаете, то Вы не сможете доказать, что произвели оплату за несуществующий товар или сервис.
  •  
  • 4. Сообщения о выигрыше ценных призов.  Схема действий мошенников:

Злоумышленники рассылают сообщения о выигрыше ценных призов и провоцируют потенциальную жертву перевести на счет некую сумму денег для получения "приза" или участия в розыгрыше и объясняют это тем, что ему нужно оплатить комиссию, таможенную пошлину, налоги либо транспортные расходы для доставки "выигрыша".

Способы защиты:

  • если Вы решили испытать удачу и связаться с организаторами розыгрыша, постарайтесь получить от них максимально возможную информацию об акции, условиях участия в ней и правилах ее проведения.
  • помните, что упоминание вашего имени на интернет-сайте не является подтверждением добропорядочности организаторов акции и гарантией выигрыша. Необходимо задуматься над тем, принимали ли Вы участие в розыгрыше призов, знакома ли Вам организация, направившая уведомление о выигрыше, откуда организаторам акции известны ваши контактные данные? Если Вы не можете ответить хотя бы на один из этих вопросов, рекомендуем Вам проигнорировать поступившее сообщение.
  • любая просьба перевести денежные средства для получения выигрыша должна насторожить Вас.
  • помните, что выигрыш в лотерею влечет за собой налоговые обязательства, но порядок уплаты налогов регламентирован действующим законодательством и не осуществляется посредством перевода денежных средств на электронные счета граждан и организаций или электронные кошельки.

Особое внимание обращайте на номера звонящих на телефон абонентов, а именно на коды городов и мобильных операторов!

Код г. Минска – 017;

Коды мобильных операторов Беларуси: +37529; +37533, +37544, +37525;

В известных случаях мошенники использовали коды +377 (Монако, Косово), +380 (Украина), +7 (Российская Федерация), +44 (Великобритания), +370 (Литва), +371 (Латвия), +372 (Эстония) или же аналогичные схожие на эти.

Будьте внимательны и берегите себя и своих близких!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *