Социальная реабилитация, абилитация

Государственные программы в области обеспечения прав инвалидов и их социальной интеграции, профилактики инвалидности формируются в целях улучшения качества жизни инвалидов, обеспечения их реабилитации, абилитации, создания доступной среды, снижения показателей частоты и тяжести инвалидности, включая комплекс мероприятий по:

  • созданию скоординированной системы реабилитации, абилитации инвалидов;
  • обеспечению функционирования и развития учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги инвалидам.

Реабилитация, абилитация инвалидов осуществляются в целях улучшения качества жизни инвалидов, создания необходимых условий для достижения и сохранения их максимальной независимости и самостоятельности, индивидуальной мобильности, физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и вовлечения во все сферы жизнедеятельности общества.

Социальная реабилитация, социальная абилитация – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение самообслуживания, индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, обеспечивающая улучшение уровня жизни получателя социальных услуг, создание им равных возможностей для участия в жизни дома-интерната.

Цель проекта «Адаптивная физическая культура «Активное долголетие»;

формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха программу «Адаптивная физкультура».

Задачи:

обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через оптимальные физические нагрузки.

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;

воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Способы реализации программы:

тренировки в тренажерном зале,

занятие на свежем воздухе;

легкая корректирующая реабилитация с малоподвижными гражданами в отделениях.

Проведение урока адаптивной физической культур направлено на реабилитацию проживающих в рамках индивидуальных занятий в группах по 3-4 человека, количество охваченной целевой аудитории составляет 125 человек из них 82 человека занимаются в рамках легкой корректирующей реабилитации.

Цель проекта иммерсивные экскурсии: социальный туризм:

обеспечение условий доступных путешествий для людей с ограниченными возможностями здоровья c использованием инновационных технологий.

Задача:

создать комфортные и доступные условия для развития социальных коммуникаций и взаимодействия маломобильных граждан.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются маломобильные граждане является труднодоступность передвижений на большие расстояния, в силу неразвитости инфраструктуры доступной среды.

Подготовительная работа по проекту заключается в составлении экскурсионных маршрутов (видеообзоров), организации звукового сопровождения, оформлении атмосферы заданной темы иммерсивной экскурсии.

Благодаря инновационным технологиям, используемым в проекте наши подопечные получают возможность побывать в разных уголках мира, без необходимости реального присутствия. Погружение в атмосферу и эффект присутствия позволят также расширить возможности для коммуникации и взаимодействия друг с другом, что благоприятно отразится на общем социальном самочувствии подопечных.

Иммерсивные экскурсии - доступная альтернатива реальным путешествиям, позволяет сохранить активный образ жизни подопечных и расширить кругозор, духовно развиваться и познавать природу, культуру и традиции

С мая 2022 года начала свою работу гончарная студия «PROремесло». Место, где каждый может стать творцом. Занятия проходят в светлой, просторной мастерской, созданной руками сотрудников и подопечных. Материалы и инструменты для работы используются самые разнообразные. Группы набрали очень быстро, так как от желающих не было отбоя. Начали свое знакомство с материалом, используя белую самозастывающую глину. Свои уникальные изделия все обучающиеся создавали с большим энтузиазмом и вдохновением. На каждом занятии мы пытались создать уютную и комфортную атмосферу, настраивающую всех на творческую работу.

В настоящее время духовной составляющей Белорусской культуры в целом является сохранение исторической самобытности, культурного наследия. Изделия из глины органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции.

Организация и обеспечение досуга путем содержательного заполнения свободного времени и общения. Расширение кругозора, мировоззрения, поддержание хорошего настроения, оптимизма; развитие способностей быстрой реакции на ситуацию; возможность творческого восприятия окружающей среды; повышение самооценки проживающих, создание возможностей успешной адаптации к новым условиям жизни путем реализации их интеллектуальных и культурных потребностей.

Включает в себя:

«Хочу всё знать» - интеллектуально-познавательные игры, викторины; обучающие занятия; игры путешествия; познавательные и познавательно- экологические программы; «Компьютер с нуля» - обучение работе на ПК;

«Здоровячек» - беседы, викторины о здоровом образе жизни; просмотр и обсуждение видеоматериала о здоровом образе жизни; беседы о профилактике и вреде курения; просмотр и обсуждение видеоматериала о вреде наркотиков; пешие прогулки в лесопарковой полосе, игры на свежем воздухе;

«Добро пожаловать» - просмотр и обсуждение кинофильмов; диско программы; развлекательные программы в честь именинников; развлекательные программы, конкурсы, шуточные эстафеты на территории дома-интерната;

«Люблю цябе, мой родны горад» - посещение культурных объектов столицы: музей, выставочные залы, концертные площадки, театры:

«Подари праздник ближнему» – праздничные концерты творческих коллективов дома-интерната; концерты гостей, звезд белорусской эстрады к праздничным и календарным датам; концертные программы волонтеров; фестивали творческих коллективов домов-интернатов Минска и области.

Оркестр «Александр бенд. Минск» - 17 участников.

Вокальный ансамбль «Дружба» - 10 участников.

В рамках этого проекта широко применяется музыкотерапия (пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание музыкального репертуара), которая не только положительно влияет на основные функции человеческого организма, но и снимает нервно-психологическое напряжение. Коллективы принимают участие в городских и международных фестивалях и конкурсах.

Театр «Надежда» - 12 человек. Участник Международного фестиваля особых театров «Шаг навстречу» в Минске, Международного фестиваля «Непратаптыны шлях» в Бресте, фестиваля белорусской культуры «Тутэйшыя» в Борисове. Дипломант городских, республиканских конкурсов театрального искусства людей с ограниченными возможностями.

Танцевальный коллектив «Радуга» - 11 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Танцевальная терапия помогает восстановлению двигательных функций. Участники городского конкурса людей с ограниченными возможностями «Мастацтва жыць, тварыць мастацтва».

Воздействие, коррекция психофизического состояния посредством изобразительной деятельности, обучение навыкам изобразительного и декоративно – прикладного искусства.

Ежегодные выставки в музеях, выставочных залах Беларуси, Минска, на международных фестивалях в Российской Федерации.

ИЗО студия «Надежда» - 29 человек;

Творческая мастерская «Фантазия» - 70 человек.

В рамках этого проекта широко применяется музыкотерапия (пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание музыкального репертуара), которая не только положительно влияет на основные функции человеческого организма, но и снимает нервно-психологическое напряжение. Коллективы принимают участие в городских и международных фестивалях и конкурсах.

Столярная мастерская «Магия дерева». Обучение работе на столярных станках, работе по дереву, выжиганию, изготовлению поделок. Улучшение эмоционального состояния проживающих, снижение беспокойства и агрессивности, снятие нервной возбудимости и тревожности, социализация и интеграция в обществе. Сохранение государственного имущества дома-интерната.

Швейная мастерская «Пярсцёнак». Приобретение навыков в швейном деле. Обучение вязанию спицами и крючком, вышиванию, валянию войлоком, пошиву и дизайну одежды. Развитие моторики и творческих способностей проживающих. Обеспечение дома-интерната швейной продукцией, снижение затрат на закупку мягкого инвентаря.

Кулинарный кружок «Культура питания» - 79 человек. Приготовление блюд, выпечка кондитерских изделий, заготовка консервации из собственного огорода, обучение искусству сервировки стола. Укрепление пищеварительной системы, повышение защитных сил организма, нормализация обменных процессов, улучшение самочувствия и качества жизни посредством «Здорового питания».

Экологический кружок «Чистый дом» - 260 человек. Направлен на формирование навыков по благоустройству территории и наведения порядка в жилых помещениях дома-интерната.

Направлен на развитие спортивных способностей, укрепление здоровья, улучшение координации движения, профилактику здорового образа жизни:

- адаптивная физкультура – 390 человек;

- занятия в тренажерном зале – 45 человек;

- эрготерапия – все проживающие дома-интерната;

- прогулки с элементами дозированной ходьбы (терренкур, скандинавская ходьба, дозированные восхождения) – 250 человек;

- массовые спортивные мероприятия («Малые олимпийские игры», турниры по шахматам, шашкам, настольному теннису, соревнования по мини футболу, волейболу, спортивные состязания и эстафеты) – 350 человек;

- команда по мини футболу – 9 человек.

Психологическая реабилитация. Оказание психопрофилактической помощи и поддержки. Повышение социальной адаптации, принятие ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Помощь в адаптации проживающих.

Формирование трудовой и творческой реабилитации.

Развитие и совершенствование коммуникативных функций.

Профилактика межличностных конфликтов.

Психологическое сопровождение родственников проживающих дома-интерната (консультирование, родительский клуб «Взаимопомощь»).

Психологические тренинги.

Коррекционно-развивающие занятия.

Релаксационные мероприятия.

Проведение арт-терапевтических занятий для творческого самовыражения и развития когнитивных процессов (пескотерапия, драматерапия, музыкотерапия, тестопластика, мандалатерапия, оригами, библиотерапия).

Гарденотерапия.

Кинотерапия.

Психологическая профилактика и просвещение.

В начале 2018 года начал свою работу проект «Ностальгия».

Его целью является поддержание максимально высокого качества жизни и мобилизация резервов личности пожилого человека через раскрытие индивидуальных возможности.

Проект включает:

Создание комфортной среды проживания для пожилых, которое включает в себя интерьер приближенный к домашнему (узнаваемые фотографии родных на столе в рамке, фотоальбоме; картины; иконы; цветы на подоконнике; личные вещи и т.д.).

Кинопоказы ретро-фильмов, прослушивание ретро-музыки

Психологические тренинги на поддержание когнитивных функций с использованием музыкотерапии, арт-терапии, мандалотерапии и др.

Физическая культура (утренняя гимнастика, скандинавская ходьба, обучение навыкам самомассажа рук, шеи, лица и др., дыхательная гимнастика).

Цель - социальная адаптация и интеграция в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания.

Для осуществления цели используется теоретическое и практическое направление.

Теоретическое направление включает в себя следующие предметы:

«Азбука для взрослых (обучение грамоте)»

«Практическая математика»

«Человек и мир»

« Тренинг по основам компьютерной грамотности»

Практическое направление, которое является приоритетным в формировании жизненно значимых умений, позволяющих проявлять самостоятельность в повседневной жизни.

Задачи:

1. Развивать все виды мыслительной деятельности (память, мышление, речь, восприятие, общую и мелкую моторику).

2. Развивать эмоционально-волевую сферу.

3. Оказывать все виды помощи.

4. Частая смена видов деятельности.

Содержание и направление работы:

• наблюдение за подопечными во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

• поддержание постоянной связи с психологом, медицинскими работником, администрацией, родственниками учащихся;

• составление психолого-педагогической характеристики учащегося при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с учащимися класса, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы.

На занятиях широко используются наглядный материал, игры, конкурсы, различные упражнения для того, чтобы повысить интерес учащихся к учебной деятельности. Используются такие принципы как принцип научности, системности, доступности и принцип наглядности.

Результат: в течении года, ребята уже могут применять теоретические знания на практике. На сегодняшний день к переводу в отделение сопровождаемого проживания рекомендованы 2 человека, посещающих учебный класс и ещё один переведён в отделение сопровождаемого проживания